Мы и пожилые люди

Автор: Климова Светлана Владимировна

О чем мы думаем и что чувствуем, когда речь идет об общении с пожилыми людьми? А если эти люди наши родители или близкие? С чем мы сталкиваемся, чего хотим избежать и почему о радостяхподобного общения мы слышим реже, чем о трудностях. Наш диалог будет построен в виде наиболее распространенных вопросов и ответов на них.

1.Что с нами происходит когда мы видим старение родителей?

А происходит разное. Мы привыкли видеть родителейсамостоятельными сильными разумными знающими и вдруг обнаруживаем, что они совершают нечто странное, не свойственное им — приобретают чудодейственные средства из рекламы ТВ или почему-то никак не могут вызвать мастера для починки крана, говоря о чужих людях и пр. Мы удивляемся, спрашиваем: как ты мог это сделать, ты же никогда или почему, ты же всегда… Родители испытывают неловкость пытаются объяснить или наоборот убеждают нас что все нормально и просто их заинтересовал именно этот продукт или как-то все времени нет, да и так вроде неплохо. Мы охотно соглашаемся что это случайность или думаем, что применили 25 кадр, загипнотизировали или еще что-то. Но потом истории повторяются, мы начинаем злиться и ругаться с родителями. Они защищаются мы нападаем, все ругаются, расстраиваются потом мирятся и снова надеются, что этого больше не произойдет.
Что же заставляет нас надеяться снова и снова? Страх, боль, нежелание их терять. Страх увидеть их старение, страх их потерять. Терять родителей не хочется и страшно. Видеть как близкие теряют свою силу и былые навыки больно. Сколько нам ни было лет родители и прародители — это люди, стоящие за нами и создающие для нас опору. Мы уже давно выросли, не нуждаемся в их заботе, все можем сами и имеем детей о которых заботимся, но ментально родители стоят за нами и мы «не крайние», как иногда говорят. А потеряв их, часто становимся «крайними» — теперь мы самые старшие, следующий черед наш. И это то, что мы не хотим переживать – мы не хотим переживать их смерть и лишаться этой опоры. А иногда не хотим думать и о собственном возрасте – пока родители живы и главное здоровы, то как будто и ты моложе.
Поэтому нам легче не замечать возрастных изменений родителей, а продолжать видеть их сильными, могущими, самостоятельными и разумными.

2. Что же в действительности происходит с пожилым человеком? Какие изменения приносит с собой возраст?

С возрастом снижается психическая гибкость, способность приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, падает активность и общий тонус, появляется чувство слабости и общего недомогания, замедляются психические процессы, ухудшаются память и внимание. Ослабевает способность к концентрации внимания, уменьшается скорость реакции на внешние стимулы, появляется рассеянность, забывчивость, возникают трудности при припоминании имен, названий, снижается способность к обучению, запоминанию новой информации. Снижение памяти касается в большей мере текущих событий, факты прошлого не только сохраняются в памяти, но нередко оживляются. Хорошо известно, с каким удовольствием пожилые люди вспоминают события давно минувших лет. Меняются и другие психические функции. Падает психическая активность, сужается объем мышления, круг интересов. Снижается приспособляемость к новым ситуациям, ориентировка в непривычных условиях. Нередко меняется и характер человека. Появляется своеобразный старческий консерватизм, ригидность в оценке происходящих событий. Многие изменения, происходящие в окружающем мире, кажутся пожилому человеку чуждыми или даже враждебными. Человек становится раздражительным, недовольным окружающим, сварливым. Уменьшается способность радоваться, эмоционально реагировать на события жизни. Нередко также снижается и самооценка, появляется недовольство собой, неуверенность в собственных силах. Пожилые люди часто становятся чрезмерно осторожными, у них появляются черты скупости, мелочности.
Эти изменения психики, выраженные в большей или меньшей степени, сопровождают процесс старения практически у каждого человека.
Несмотря на то, что описанные выше особенности накладывают определенный отпечаток на пожилого человека, они не затрагивают ядра личности человека. Он остается таким же, как был раньше.

3. Можно ли эти изменения отодвинуть, притормозить?
Возрастные изменения памяти, внимания и характера не являются болезнью в медицинском смысле. Тем не менее, во многих случаях они создают массу неудобств, как для самого пожилого человека, так и для проживающих с ним людей. В настоящее время существует целый ряд медикаментозных средств, действие которых направлено на улучшение памяти, внимания и других психических процессов в пожилом возрасте. Поэтому не стоит пренебрегать помощью квалифицированных врачей-геронтологов и психиатров. А найти такого врача – задача близких. Пожилые люди часто ходят к врачам, но делают это по поводу соматических заболеваний, которые к сожалению, в этом возрасте имеют место. Но люди редко обращаются именно по поводу психических возрастных изменений. По этому поводу мы обычно слышим, да и говорим: “Это старость, что уж тут сделаешь”. При этом чудодейственные средства из рекламы ТВ исправно раскупаются.
Наряду с медикаментозной поддержкой не нужно забывать и об естественных мерах профилактики. Активная физическая, общественная, эмоциональная и интеллектуальная жизнь,нужность своему окружению – все эти факторы тормозят описанные выше изменения. Безусловно, когда мы говорим об активности, речь идет о той активности, которая под силу человеку, исходя из его реальных возможностей.

А что такое реальные возможности и как мы их видим? А видим мы их тоже очень по-разному. Пожилые люди не хотят принимать свои физические ограничения и пытаются жить так, как жили всегда. Нам труднее принять их психические изменения, а физические мы видим и пытаемся уберечь родителей. И отсюда бесконечные разговоры про огороды, которые уже никому не нужны, а они все сажаются и сажаются. После работы в саду пожилой человек чувствует себя уставшим, или повышается давление или, или, или…. Мы переживаем просим, требуем не заниматься садом, извести огород, привозим родителям картошку и пр., а они по-прежнему копаются в огороде.

Итак — они не хотят видеть изменения своих возможностей, а мы всячески пытаемся сберечь их силы и здоровье, предлагая свою заботу и стремясь всячески оградить родного человека от какой-либо нагрузки. Что же мы делаем своей заботой? Как это ни странно, но мы лишаем человека естественной профилактики старения, инвалидизируем его, всячески даем ему понять, что он уже и это не может и то ему не под силу, и все что ему остается это только сидеть смотреть ТВ, читать, «наконец-то отдыхать» и всячески себя беречь. Но чем меньше активности, чем меньше нагрузки как на мышцы, так и на психику, тем больше прогрессирует процесс старения.

Пожилым людям необходима активность, необходимо чувствовать себя нужными и полезными и прежде всего близким. Попросите маму связать Вам свитер, сварить борщ (или почистить овощи, а сварите Вы) или перебрать ягоды, помочь Вам в чем-то, что Вам реально необходимо, а не для того чтобы просто ее занять. Мы хорошо понимаем про детей — если мы делаем все за них, то они никогда не научатся делать это сами. Но почему то не хотим понимать про пожилых людей – а здесь тоже самое, только с другого конца – чем больше активностей мы отберем у них, тем быстрее они будут стареть и терять навыки.
Подводя итоги можно сказать следующее. По мере старения наших близких наше взаимодействие с ними меняется и мы часто сталкиваемся с трудностями, которых не испытывали прежде. Это связано с неизбежными изменениями, которые происходят с возрастом и с нашим нежеланием эти изменения признавать. Но несмотря на происходящие изменения наши остаются такими же, как был раньше. И им по прежнему важно чувствовать себя нужными нам и любимыми нами, равно как и мы хотим получать это от них.

А о том как нам справляться со своими чувствами, как обойти возникающие трудности в общении мы поговорим в следующей заметке. Продолжение следует…