Семья и школа

Автор: Елена Фисун

Какие ассоциации возникают обычно при слове «сентябрь»? Астры и гладиолусы, начинающие желтеть листья, еще свежий загар. Но первое, что приходит на ум – транспарант «Здравствуй, школа!» над толпой нарядных детей и пока еще радостных взрослых.

Посмотрите на мам и пап первоклассников – как они взволнованы и счастливы. Еще бы: позади выбор школы, собеседование, торжественная покупка бантов-галстучков-портфельчиков и испуганное на выходе из дома: «Видеокамеру забыли!». И вот теперь первоклашки, еще вчера такие мамины-папины, гордые и слегка оторопевшие с огромными букетами наперевес уводятся твердой учительской рукой в новую жизнь под вспышки родительских фотоаппаратов. А между тем новая жизнь наступает не только для новоиспеченного школьника, но и для всего его семейства.

Сложность периода и в том, что он совпадает с кризисом 6-7-ми лет, когда дети начинают осознавать свое взросление, становятся более критичными по отношению к себе и, как следствие, более ранимыми или замкнутыми. Они и отталкивают родителей, ощущая себя «большими», и нуждаются в них, оставаясь еще маленькими. При этом сами страдают от такого противоречия.

Отправляя ребенка в школу, семья предъявляет его обществу как главный «продукт» своей деятельности. Именно он вольно или невольно откроет миру правила и нормы, обычаи и привычки, принятые в его доме. Конечно, родители до этого работали, учились, общались и вообще, так или иначе, соприкасались с внешним миром. Но благодаря школьнику семейные правила будут испытаны на прочность в столкновении с требованиями окружения. Возникают вопросы соответствия ритма жизни семьи и школы, сравниваются ценности, проповедуемые дома и в классе.

…Петю родители с двух лет учили «давать сдачу», не дожидаясь нападения, а в школе это не приветствуется. И вот уже местный психолог просит Петю нарисовать человека или даже семью целиком. А вскоре учительница вкрадчиво предлагает маме поразмышлять о причинах агрессивности мальчика.

…Катины родители – люди искусства, работать могут днем или ночью, когда муза посетит. К тому же в доме часто гости допоздна, девочку в десять спать никто никогда не загонял. А тут вдруг школа, в классе надо быть в 8.30. Катя, конечно, регулярно опаздывает, постоянные замечания, все нервничают, а что поделать, если всей семье даже думать про режим неприятно?

Все это способно нервировать ужасно. И начало школьного периода может стать для семьи весьма непростым. Встает проблема: как ребенку успешно влиться в новое окружение и что семья готова для этого сделать? В закрытых семьях, стоящих в оппозиции к внешнему миру, как правило, критикуются и школьные порядки вообще, и учителя в частности. Пренебрежение школьными правилами может давать в некоторой степени приятное чувство независимости, но часто заканчивается переходом в другое учебное заведение, возможно, с большим уровнем лояльности.

Но многие семьи готовы безоговорочно принять школьные нормы и правила, как руководство к действию. Процесс образования плотно входит в жизнь семьи, становясь главным объектом внимания. Разговоры – про школу, тревоги – про школу, скандалы, споры – тоже про школу. Дети к этому довольно быстро привыкают и на вопрос близких: «Как дела?» — начинают рассказывать про оценки. Оно понятно и даже правильно – для достижения социальной и материальной состоятельности в будущем предполагается иметь качественное всестороннее образование, а также способность самозабвенно трудиться. Вот родители и волнуются, контролируя успеваемость.

Но есть тут еще один момент. Один восьмилетний мальчик сказал своей маме после того, как она завершила свой ежедневный опрос «как дела в школе»: «Мам, а теперь ты со мной поговори!». 13-летняя Марина заплаканная вернулась от подруги и расспросы матери раздраженно крикнула: «Какая тебе разница, тебя же только оценки волнуют!». Действительно, мы уверены, что за ребенком на ближайшие 11 лет прочно закрепляется звание «ученик». Мы помним, в каком классе он сейчас, а то, что он может переживать еще из-за чего-то помимо задач, диктантов и формул, – забываем. Мы так волнуемся за его будущее, что не обращаем внимания на то, что составляет его настоящее и это – не только уроки.

Есть в психологии понятие «эмоциональное общение». Это умение не только говорить, но и слышать собеседника, способность понять его чувства, переживания. Это не формальные фразы и не разговор, затуманенный собственными тревогами или амбициями. Наличие эмоционального общения в семье – это предпосылка для сохранения атмосферы тепла и понимания, независимо от кризисных моментов. И это именно то, что очень нужно именно детям и без чего они начинают вести себя странно и непредсказуемо. Например, грубить, драться и даже подворовывать. А зачастую все из-за того, что так из родителей проще «выбить» непосредственную, эмоциональную реакцию – разговор по душам или хотя бы скандал.

Так как же наладить это эмоциональное общение между детьми и родителями?

  • Помните, что школа – это очень важно, но она — еще не вся жизнь.
  • Переключитесь с позиции оценивания ребенка на позицию принятия. Для этого подумайте, какие способности и качества вашего ребенка вам особенно нравятся.
  • Обращайте внимание не на школьные оценки, а на качество выполняемых работ. Замечания должны касаться не лично ребенка («ты ленивый»), а именно допущенной ошибки («здесь неточность в вычислениях»).
  • Не забывайте хвалить за удачи, особенно, если вы видите, что ребенок постарался.
  • Разговаривая с ребенком, постарайтесь понять, какие чувства он испытывает, покажите, что чувствуете его эмоциональный настрой.
  • Встречаясь с ребенком после трудового дня, можно уделить ему всего пять минут, но это должно быть время, посвященное только этому общению – без телефона, компьютера, телевизора. Постарайтесь не спрашивать сразу про отметки!

Удачи вам, родители школьников!